Священные деревья в Тантре
Мы каждый день сталкиваемся с удивительными существами, которые большинство из нас не замечает. А ведь они зачастую намного долговечнее и мудрее нас. Некоторые из них жили и здравствовали уже тогда, когда хваленой «технологической цивилизации» с ее «достижениями» в образе тотального замусоривания еще не существовало. Я говорю о деревьях.
На санскрите для обозначения понятия «дерево» используются в том числе и слова, родственные нашему языку: taru и druma. В Индии издревле деревья были окружены почитанием. Они воспринимались как вместилища богов и их зримое воплощение. На ряде печатей, относящихся к эпохе легендарной Хараппской цивилизации, мы видим изображение женщины, богини-матери у дерева. Здесь получилось отражение представление о близости женщины и плодоносящего древа. А в ведийскую эпоху и более поздние времена основными местами богопочитания были небольшие святилища, в центре которых находилось священное дерево. Мифологические события часто было связаны с деревьями. Так, действие мифа об отпадении лингама Шивы разворачивается в лесу деодаров – это уникальное дерево, растущее в Гималаях, на санскрите deva-taru («божественное дерево»), может доживать до 3000 лет.
Культ деревьев жив в Индии и поныне. Наиболее популярны среди священных деревьев ашваттха, баньян, нам, или маргоза и шами.
Деревья-святилища, как правило, связаны именно с культом богинь.
В Праяге у слияния рек Ганги и Ямуны растет знаменитое дерево Акшаяват («бессмертное»), а Удджаини славится другим деревом – Сиддхават («дерево удачи»). По преданию их посадила богиня Парвати. В Хардваре у храма Манаса Деви растет посвященное богине дерево, ветви которого паломники обвязывают красными и желтыми нитями. На самом дереве висит надпись: «Желания твоего сердца исполнятся!» В Калигхате растет дерево наподобие кактуса, возле которого некоторые из женщин-паломниц останавливаются для совершения особых обрядов. Это дерево называют «бесплодным», и оно отождествляется с Манасой, богиней змей и исцеления. Как говорят, поклонение богине в этом месте исцеляет женщин от бесплодия и защищает маленьких детей.
Индуистский тантризм с ее глубоко архаичной основой и сакрализацией окружающего мира также не обошла внимание тему священных деревьев и заповедных лесов. Часто дремучий лес упоминается в тантрах как одно из предпочтительных мест для совершения обрядов. Лес здесь выступает как место, противоположное цивилизации. Дух захватывает, когда представляешь сокровенные обряды, совершающиеся ночью среди вековых деревьев.
В некоторых тантрических текстах встречается понятие «деревья кулы» (kula-pādapāḥ). Согласно «Рудра-ямале» и «Кула-чудамани-нигаме», почитатель Богини должен начинать свой день с созерцания этой группы деревьев.
Список этих деревьев в текстах несколько варьируется, хотя сам обряд их утреннего почитания достаточно одинаков. В частности, в Бриханнила-тантре (6.72) к их числу относятся шлешматака, каранджа, акша, нимба, ашваттха, кадамба, бильва и ашока. А в содержащемся в издании Шактисангама-тантры словаре приводится другой вариант: ашока, кесара (бакула), карникара, манго, тила, рудракша, прияла, синдхувара, кадамба, маруча, чампака и шами.